Главная » Статьи » Коллекционирование

ХРАНИТЕЛЬ И ЕГО СОКРОВИЩА

БИЛЕТ ВИЗИТНЫЙ...

Со временем сокровищами могут становиться невзрачные на первый взгляд вещицы: почтовые открытки или трамвайные билетики. Материальные свидетели минувших дней. Мы движемся в будущее, утрамбовывая то, что было до нас: реалии, отношения, ценности...

Взять, к примеру, скромный бумажный клочок, кусочек плотной бумаги с именем и фамилией владельца на нем. Сегодня это называется визитной карточкой.

Лет сто назад визитка имела в России более церемонное имя - визитный билет. Знак внимания, представительства, почтения. В Европе, откуда пришел к нам "визитте билетте", первоначально он был размером со старинную игральную карту, то есть среднюю ладонь взрослого человека. Именно игральные карты числятся в прародителях у визитных; на них появились первые подписи визитеров, долговые и другие записочки. Среди "родни", возможно, и денежные купюры. Ну а сами визитные билеты, вероятно, дали рождение поздравительным и прочим открыткам.

Бумажные деньги изобрели китайцы. А визитные карточки? По одним данным, французы, по другим - англичане. Россия, во всяком случае, заимствовала их из французского придворного этикета.

Самая-самая первая визитка затерялась во времени. Как колесо или прялка. О рукописных билетах XVII века можно только предполагать. Огромная редкость - визитный билет XVIII столетия. В наше время реально увидеть лишь подлинники века XIX и, конечно, XX.

ВОПРОС: ГДЕ И У КОГО?

У Леонида Леонидовича Крайнова-Рытова, нижегородского журналиста и давнишнего коллекционера. В его коллекции, аналогов которой вы не найдете ни в Нижнем, ни в России, ни во всем мире, - 48 тысяч (!) визиток из 106 стран. В том числе 2000 штук прошлого века. Ничего себе! Собрание отмечено Регистрационным сертификатом Книги рекордов Гиннесса по номинациям: самая большая коллекция, а также - самая миниатюрная и самая большая визитка.

О том, как 25 лет назад этому было положено начало, имеется "предание" - святое дело для уважающего себя собирателя раритетов! Итак, читал Леонид Леонидович однажды старинную книжку из букинистического магазина. А из книжки возьми да и выпади закладка... визитка. Девятнадцатого века! Очень удачно выпала. Прямо в руки коллекционера-исследователя.

Собрать - это ведь полдела. Будучи редактором газеты, литератором (автором 19 книг), путешественником и прочее, Крайнов-Рытов умудряется систематизировать свои драгоценности. Он знает о них все. Готовит к печати свою книгу "Нижегородская символика" (2000 иллюстраций из собственной коллекции). Участвует в создании каталога "Колокольчики России". Собрал в рукописи толстенный фолиант "Альбом визитных карточек" (пока нет ни книг, ни музеев, посвященных визиткам). Это, можно сказать, роман о визитках: любовь, смерть, долги... курьезы, исторические факты, детективные истории, байки, стихи и легенды. Короче, эксклюзив: об этом вы больше нигде не прочтете!

МЕТОД ДЕДУКЦИИ - В ДЕЙСТВИИ

"Предполагаю, что первые гравированные визитки появились все-таки в Европе, - рассказывает Леонид Леонидович. - Где-нибудь в Венеции или Флоренции, в середине XVII века. В то время там была великолепная полиграфическая база. И главное - это же родина всех европейских этикетов: вилки, салфетки, зеркала, шедевры гравировального искусства! Сохранилась гравюра на меди с картины, написанной Р. Спаганолетто в начале XIX века. Человек держит в руке... пачечку новеньких визитных билетов. Явственно читается надпись на них: "Синьор Симон Пагануцци. Флоренция". Визитки в его руке - ну вылитые игральные карты, крупные, с закругленными краями".

Вот так-то. От зоркого глаза исследователя не ускользнет ни одна деталь! (Шерлок Холмс, тот даже местность определял по глине на башмаках гостя.) Но кроме шуток. Гордость коллекции - российские визитные билеты XIX столетия и на рубеже веков. Подлинники, уникальные копии... А Леонид Леонидович - опять о курьезах:

"По поводу приключений визитки в России. В одном дамском журнале начала того века описан случай. Барыня велит развезти визитные карточки. (Визитки в то время, напомню, - знак оказания почтения, уважения.) Вручает служанке листок: "Вот, развезешь карты по этому списку". Необученная прислуга вместо визиток раздает по списку... карты из игральной колоды. Кому туза, кому шестерку".

Надо сказать, что на Пасху или Рождество одной колоды игральных карт для такого дела ей бы не хватило. В списках значилось до полсотни знакомых, а то и больше. Всех надо было уважить. Если являлись к знакомым лично, но не заставали дома - оставляли визитку по особенному, загнув у нее один угол.

В начале XIX века появляется мода: "Визитный билет - вместо визита". Накануне великих праздников город буквально кишел развозчиками и разносчиками визиток. Пока не догадались, умные головушки, создать на эти "дни пик" биржи по обмену карточками! Съезжается в одно место вся прислуга и... меняется билетами. Хозяева об этом порой и не ведали.

ЗАЙДИТЕ В ДРУГОЙ РАЗ, ИЛИ Я ПРИШЕЛ К ТЕБЕ С ПРИВЕТОМ

Представьте себе - вы пришли в солидный дом... Увидеть хозяев прямо с порога? Ну что вы! Сначала ваш визитный билет отнесут хозяину (хозяйке). Вы ожидаете... Затем будет дан ответ: "Просить" или, допустим, "Барыня принять Вас не могут". В дни праздников, когда все "делали визиты", - оставляли свой билет на специальном блюде в прихожей. А в собственном доме визитера ждал, вероятно, такой же поднос - с чужими карточками. Перебирая их, узнавали - кто был, засвидетельствовал свое почтение...

Смысл карточка имела иной, нежели теперь. Никаких рекламных целей! "Я пришел к тебе с приветом" - вот и все. Это позднее визитки становятся все многограннее. На обороте пишутся от руки всякие приписочки, в том числе и долговые обязательства. Печатаются поздравления в несколько строк. Появляются шикарные свадебные, а также траурные билеты (для выражения соболезнования в дни скорби)...

КАК ОНИ ВЫГЛЯДЕЛИ

Самые ранние русские визитки, еще при Екатерине II, такие же вычурные, как европейские, с бурным растительным орнаментом, причудливыми гербами. Порой они и привозятся прямо из Европы, как, например, визитки Александра Суворова.

Нашему знаменитому полководцу визитные билеты сделали, вероятно, в одном из его походов итальянцы - с медной пластинки. На суворовском билете изображена охотничья сцена - вепрь, раздираемый собаками. Типичная, в общем, сцена для мужской визитки. Но Суворов, по рассказам, трактовал сие изображение по-своему. "Вот так и я при дворе, кусаемый всеми", - язвил генералиссимус, раздавая карточки. Кстати, они утеряны навсегда. Есть только снимок в дореволюционном журнале.

Довольно быстро в русских визитках наступила пора минимализма. Билеты становятся лаконичны и просты: листик с именем. "Акилина Васильевна Цыцерова" - писано собственноручно, орешковыми чернилами. (Чернила стойкие, из дубовых наростов - "орешков", приобретали со временем нежно-коричневый цвет.) Или "Пушкинъ" - ни украшений, ни иной какой информации.

Дамские визитные карточки были обычно миниатюрнее мужских. Самые маленькие по площади - меньше лезвия бритвы. Мужские - крупные, солидные. "Гиганты" достигают размеров стандартного почтового конверта.

Постепенно образовывались правила этикета визиток. Главное из них принято и сегодня: имя и отчество человека всегда указывать на карточке прежде фамилии! Еще один канон - удобочитаемость.

"ЭРА ВИЗИТОК" В РОССИИ

Наступает, пожалуй, с середины XIX века. Визитные билеты и от руки пишут, и в литографиях изготавливают, и в типографиях печатают. Заказывают гравировать известным художникам... Визитки мужские, дамские и даже... супружеские (в одинаковом формате, связанные бантиком как единое целое). Свадебные, похоронные, крестильные. Пасхальные, рождественские... вот они, родители открыток!

Появляется обычай указывать на билетах адрес владельца, а потом и звания, чины, должности. (На дамских карточках это не принято.) В конце века на билетах возникают рекламные тексты. Начинается новый виток украшательства. Кроме разных шрифтов ручного набора, широко применяют бесцветное тиснение (конгрев), цветные картоны и полукартоны, орнаменты, помещают портреты и эмблемы владельцев (гроздь винограда, голубку с письмом в клюве или якорь). Обрез карточки золотят сусальным золотом, закругляют уголки.

Наконец, "изобретают" даже специальные конвертики для визиток! Идея приходит из Петербурга. Некое Общество Святой Евгении начинает издавать, миниатюрные конверты большими тиражами. Иллюстрации заказывает... Баксту, Бенуа! Не больше и не меньше. Кстати, в Нижнем на модных конвертах неплохо заработала типография Моисея Свердлова: конвертики шли нарасхват!

ВРУЧИ МНЕ СВОЮ ВИЗИТКУ - И Я СКАЖУ, КТО ТЫ...

Визитная карточка всегда являлась частью имиджа своего владельца. У героя повести Бориса Пастернака, например, визитка написана... кровью. У Маяковского визитная карточка была крупная, ярко-желтая, эпатирующая, вульгарная. У Горького (раннего) - напротив, изящная, с "каллиграфическим" шрифтом: "Алексей Максимович Пешков". В уголочке - приписочка: "М.Горький". Псевдоним постепенно вытеснял фамилию. В разные периоды жизни и визитки бывали разные.

"КОЛЛЕГА" ИЗ ВЕЙМАРА

Где только не довелось Крайнову-Рытову добывать бумажные раритеты! Искал и копировал в архивах, музеях, коллекциях. Получал от известных современников (космонавтов, политиков, писателей, художников, артистов...). Покупал - в русской провинции и за рубежом. В Италии, Англии, в Париже (по секрету: на набережной Сены есть маленький магазинчик под названием "Автографы").

Если будете в Веймаре, в музее Гете (я там бывал), непременно увидите "гирлянду" - визитки на веревочке, проткнутые шилом. 100 штук. Он их тоже собирал. На визитки ставил даты - кто когда его посетил... А моих коллег-современников не так уж много в мире. Я утешаюсь тем, что могу восполнить часть русской культуры, почти утраченную. Это все - про людей и для людей. Заметьте, мы еще ничего не рассказали о визитке XX века. Так что продолжение следует.

источник

Категория: Коллекционирование | Добавил: grand (26.11.2008)
Просмотров: 1291 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]