Теория и практика Бирофилии. Бирофилы, кто они? Перед вами некое практическое пособие по коллекционированию пивной атрибутики. Труд не претендует на широту охвата, хотя несёт в себе немного теории. Итак, данное направление коллекционирования именует себя бирофилией. В прямом переводе это слово означает любитель пива. Но мы трактуем его несколько шире, коллекционер пивной атрибутики. Вообще, коллекционирование - занятие древнее. Не буду вдаваться в историю, поскольку под рукой не имеется конкретных материалов, да и в тему сочинения это не входит. Сначала несколько слов об объектах бирофилии. Возьмём полную пивную бутылку. Во-первых, это сам янтарный напиток, потому как многие собирают вкусы. Во-вторых и сама бутылка. Далее, пивная этикетка, точнее её основная часть, фронт-этикетка, кольеретка (то, что на горлышке) и задняя часть - контр-этикетка. Роль кольеретки иногда выполняет фольга ("золотце"). Возможны и другие детали оформления. Потом, а может и в первую очередь, поскольку чтобы начать собирать вкусы, посудину надо открыть, пробка. Слово "крышка" более подходит к банкам с домашними солениями, но иногда используется. Различают кронен-пробки, требующие открывалки (еще один объект); пробки с кольцом (имеют специальное название); фарфоровые пробки для многократного использования ("свингер"); пробки шампанского типа; пробки для ПЭТ. Похоже, что с бутылкой закончили, но остается тара, в которую их упаковали на пивзаводе добрые люди и умные машины. Т.е. что? Пивные ящики с логотипом производителя и даже картонная упаковка. Предположим, что бутылку мы купили в магазине самообслуживания, а вдруг где-то встретился фирменный ценник в виде галстучка на горлышко? Вот и ещё объектик. Гораздо проще с пивными банками. Здесь всего один объект, т.е. сама банка с пивом. Может быть различной ёмкости. На самом деле, купить можно и кое-что ещё, но об этом ниже. Переходим к разливному пиву. Как известно, чаще оно находится в металлической бочке под заграничным названием КЕГ. Можно начать коллекционирование прямо с него, если, конечно, производитель напитка оставил на нём свою маркировку. Далее имеем специальную пластиковую крышку, закрывающую горловину КЕГ, и некий объект, на котором указывается название пива, его характеристики и т.п. Различают "галстуки", одеваемые на фитинг КЕГ, и выполненные различным образом ярлыки. К потребителю пиво попадает из бочки через специальный аппарат, также имеющий объект коллекционирования - особым образом выполненный указатель торговой марки напитка, прикрепляемый к разливочной колонке. Далее пиво наливают в бокал (кружку), который может быть пластиковым, стеклянным, деревянным, металлическим, керамическим и ещё бог знает каким. По моему мнению, собирателей кружек следует отнести именно к этому разделу, поскольку пиво не любит лишних переливаний, а бутылочное или баночное пиво по старой уличной привычке можно употреблять и из горла. Сюда же тяготеют каплеуловители и пивные подставки (бирдекели или костеры). Околопивная атрибутика. В том смысле, что она к самому напитку не относится, но ему иногда сопутствует. Это у нас: значки, марки, монеты, визитки, телефонные карточки, пепельницы, плакаты, календари различных форматов, авторучки, майки, кепки и много чего еще. Но это уже нумизматика, филокартистика и прочая филателия. С объектами немного разобрались. Переходим к конкретным атрибутам. Вкус пива, к сожалению, к делу не подошьешь, потому начинаем с бутылки. Сразу хочу признаться, что при наличии большого свободного пространства я бы посоветовал собирать сразу всё. Об отдельной квартире речь не идёт, тут нужен многоэтажный дом. Желательно разделённый на большие помещения. Эрмитаж знаете? Что-то типа него. Поясню мысль. Приобретаете вы бутылку с янтарным напитком, выпиваете её. И ставите на полку, предварительно помыв и вернув на место пробку. Можно наполнить посудину инертной жидкостью. Вокруг следует разместить другую перечисленную атрибутику, после чего смело открывайте музей:-) Шутки шутками, но собирание стеклянной посуды можно вести по нескольким направлениям (не считая описанного). Выделю старинные бутылки, которые следует относить к антиквариату. Более современные изделия можно собирать по форме, цвету и т.д. Немного более ценны бутылки с логотипами пивопроизводителя, нанесёнными в процессе производства тары. В отдельную группу можно выделить посудины, имеющие этикетку, нанесённую на стекло полиграфическим способом. Российских бутылок такого типа совсем немного, импортных гораздо больше. Встречаются даже серии, причём не только стеклянные, но и керамические. Здесь мы плавно переходим к пивным кувшинам, или сифонам. Чем они отличаются от бутылок? Нет, не емкостью. Кувшин просто имеет ручку. Также бывают стеклянные и керамические. Могут иметь этикетку или наклейку. Или быть выполнены на высоком художественном уровне. На самом деле, серьезные российские коллекционеры в этом классе мне не знакомы, потому о способах хранения коллекции сказать нечего. Собирать в большие пластиковые пакеты на лоджии не советую. Рано или поздно всё это хозяйство придется выкинуть или сдать. Этикетки. Считается, что это самый популярный объект у бирофилов. Возможно, потому как подходов к увлечению тут наиболее большое количество. Я намерено не акцентировал внимание читателя к принципам составления коллекций. Это более теоретическое исследование, а мне хочется быть ближе к практической стороне дела. Итак, вроде понятно что собираем. Напомню про фронт-этикетку, кольеретку и контр-этикетку. Минимум три предмета, что из них взять в коллекцию? Самый простой ответ: что хотите. На самом деле так и происходит, но по-моему личному мнению, начинать своё собрание следует с полного комплекта. Дело в том, что этикетка и её спутники являются некой малой художественной формой, совокупности которой составляют композицию. Лишив оную одного из элементов, вы получите уже совсем не то. Говоря о прагматической стороне вопроса следует отметить, что в ряде случаев не всегда можно определить производителя пива при отсутствии кольеретки или контр-этикетки. А причём тут производитель? Да притом, что мы тут люди серьёзные, бумагу в кучу не кидаем, а стараемся её как-то классифицировать. Классификация также не самый главный вопрос настоящей статьи, потому субъективно рекомендую следующий порядок: страна-город-пивзавод-сорт-год появления-версия. После условно принятой классификации скажу про то, какие обычно собирают. Раньше народ тянуло на "весь мир". Когда этот мир открылся во всей красе, стало ясно, что всего не собрать. Тогда появились коллекционеры "одностранцы". В наших условиях чаще всего это Россия и страны ЕХ-СССР. Впрочем, существует такое понятие, как "экзотика". Опять же, страны составляющие этот подвид выбираются самостоятельно и никаких четких определений тут не существует. Зато мы плавно подошли к понятию "самопиец". Что означает, что выпил, то и собрал. Вид достаточно распространённый. Что ещё хотел сказать. Мелькание мысли. Стоит, очевидно, упомянуть редкие разновидности этикеточников: этикетки от пива, которое наливают в стандартную бутылку EURO ; этикетки от всего, что наливают в бутылку и что можно пить (вино, водка, коньяк, квас, морковный сок и т.п.); этикетки только от стеклянных бутылок (распространено); этикетки только одного сорта. К вопросу "что брать" также относится собирание мелких разновидностей, называемых вариациями. Это отличия от основного "типа" этикетки самыми различными параметрами: оттеночные, размерные, различия в надписях, значках типографии и др. И завершает серию принципиальных подходов, так сказать, вершина всего вопроса: ненаклейки или отмокашки. Понятия довольно простые. Отмокашка - этикетка (и всё остальное), отклеенная с бутылки. Даже в самом лучшем состоянии может иметь мелкие дефекты картинки. Ненаклейка, она же "заводская", "типографская" и д.р. - этикетка, которая никогда на бутылку не клеелась. Состояние, сами понимаете, идеальное, если специально не перемачивать такие экземпляры. На самом деле, все серьёзные коллекционеры уже перешили на комбинированный способ, т.е. собирают и то и другое. Причины объясню позже. А пока вернёмся к вопросу. Большая часть сторонников типографского качества не пьёт пива, т.е. объект интересует эту часть человечества просто как кусок бумаги. Таких людей можно даже обозвать "макулатурщиками". Увы, ортодоксов переспорить невозможно. Возможно, добьёт таких бирофилов окончательная победа компьютера над разумом, когда любую этикетку можно будет напечатать у себя дома на несколько минут, был бы образец. Стоит сказать несколько слов о дореволюционных ("царских") этикетках. Как правило, в коллекции любого этикеточника присутствует несколько таких экземпляров, но в общей массе бумаги они практически незаметны. По личному мнению, если вы не коллекционер в н-ом поколении или не обладаете серьезными финансовыми возможностями, то и серьезно заниматься этим направлением не стоит. Также не ценятся "новоделы", в большинстве случаев ксероксные варианты старых этикеток. Все выше сказанное можно отнести и к этикеткам где-то до середины 60-ых годов уже прошлого века. Знаменитые советские "огурцы" ("бананы", горловые этикетки) более доступны, но также требуют отдельного внимания. К чему я веду? К дружескому совету. Максималисты - вам прямая, но узкая дорога к естественному стремлению собрать всё, но путем ограничения интересов. Минималисты - помните, всё не соберешь. От теории переходим к практике. Итак, где в современном мире достать пивную этикетку? Так, шатен слева. На бутылке в магазине? Правильно. Блондин справа? Больше негде? Да ну, явно не член МККПА:-) Этикетки, дети мои, сначала печатают в типографии. У вас там дедушка работает? Пьёт? А, деньгами берёт. Отлично, я с вами после лекции пообщаюсь, не исчезайте. Не советую просто так ломиться в типографию, вас не поймут. Пивные этикетки печатаются огромными тиражами, потому ваши коллекционерские копейки вряд ли заинтересуют директорат. Остаётся возможность как-то договориться, читайте Карнеги:-) Далее у нас непосредственный потребитель грязной бумаги, т.е. пивопроизводитель. Пивзавод, комбинат, мини-пивоварня. Здесь уже люди добрее, всё таки пиво производят, а не колючую проволоку. При современном развитии средств связи существует возможность напрямую договориться с пз об интересующем предмете. Не знаете адресов-телефонов? А как же Гугль, Яндекс, Жёлтые и Белые страницы. Так бы сразу и сказали, что читать-писать не умеете. А на почту не ходите? Если пивзавод в недосягаемости, то можно попробовать написать туда что-то жалостливое. Из серии "мы сами не местные", но этикеток хочется. Иногда присылают. В последние несколько лет процент ответов составляет около 30%. Расходы не слишком большие, но не забудьте вложить в послание чистый конверт с обратным адресом. Что у нас остаётся? Приёмные пункты стеклотары. Тут ситуация аналогично типографской, но люди там стоят также добрые, не постесняйтесь обратиться, должны оказать помощь. Увы, этот способ не позволяет получить этикетки от ПЭТ, поскольку они всё ещё не принимаются. Еще есть завершающий момент, помоечный. Смотрите под ноги и по сторонам. Вдруг чего выкинули нужное. Работа грязная, но благодарная. Носите с собой пустой пакет и перчатки. И мойте руки перед едой:-) Хорошо, достали вы каким-то образом бутылку с нужной этикеткой. Что делать дальше? Глаза открыть. Проверить, а так ли уж оная нужна. Если обратного пути нет, то следует это дело отклеить. Обратите внимание, не попалась ли вам бутылка с накатанной этикеткой, описанной выше. Скорее всего нет. Но если да, то тут ничего уже не сделаешь. Либо выкидывайте, либо ставьте на полку. Очень просто. Дальше сложнее. "Этикетки-самоклейки" (наклейки, не путать с ненаклейками, это другое) уже получили некоторое распространение, но их немного. К ним ещё вернёмся. Сначала о бумажных этикетках со стеклянной бутылки. К сожалению, определить, каким клеем она присобачена, на глаз невозможно. Допускаем, что неводостойким. Тогда, в воду её, голубушку, в воду. При водных процедурах требуется немного: вода и ёмкость, куда её наливать. Рекомендую отдельное пространство типа ведра или таза. Только из гигиенических целей. Конечно, если у вас шесть ящиков тары и неделя до приезда домашних из отпуска, то можно заполнить ванную целиком. Для большинства этикеток прекрасно подходит горячая вода из водопроводной системы. Исключения бывают, но определяются экспериментальным путём. Увы. Где мы остановились? Скажем так, в ведре. Сам использую специально отведённую ёмкость, в которой ранее находилась глазурь для мороженного. Пищевая пластмасса, если ведро грязное, то его поверхность краснеет. Видимо, от стыда:-) Не важно, у кого какая спец ёмкость. Наливайте ведро, ставьте бутылки. И ждите. Подавляющая часть бумаги уже через 10-30 минут будет находиться в свободном плавании. Но какие-то этикетки не заходят покинуть насиженные места. Можно попробовать узнать их состояние при помощи лезвия. А лучше оставить на ночь, если есть такая возможность. Пусть и в остывшей воде. Хуже не будет. Если тары много, то лучше выловить отклеившиеся экземпляры и добавить очередные бутылки. А то этикетки могут помяться в воде. Обработав таким образом партию товара, можно на какое-то время успокоиться. Ну а далее следует несколько раз поменять воду и проверить отсутствие клея на этикетках. Если оный ещё присутствует, то можно попробовать аккуратно снять его рукой или мягкой щёткой. Если полностью его удалить не удалось, то возможно будет применить сухие процедуры. Да мы пока в воде. Я все про стекло, на самом деле, к пластику применимы вышеописанные мероприятия, конечно, если клей позволяет. Итак, все промыто, что можно. Теперь необходимо удалить с этикеток лишнюю влагу. Если вы в ванной, которая облицована кафельной плиткой, то смело пользуйтесь. Плиткой. Этикетка мокрая, прекрасно прилипнет к кафелю. Вода стечет. Сторону наклейки, к которой прикрепить выбирайте по желанию. Но если есть вероятность, что на ней остались остатки клея, то лучше картинкой внутрь. На этой стороне клея не бывает. Затем периодически наблюдайте, не начал ли предмет коллекционирования самовольно покидать предложенную плоскость. Если пытается, то снимайте его оттуда. Желательно лезвием. Куда? Этикетка ещё не готова к помещению в коллекцию. Надобно её окончательно просушить. Тут много способов. Опишу сначала свой. Полусухая бумага помещается в какой-нибудь не очень толстый еженедельник, типа "Обустройство и ремонт", главное, чтобы страницы последнего хорошо впитывали влагу. Книги из дедушкиной библиотеки не советую использовать, вдруг захочется почитать. Этикет размещаем индивидуально, т.е. страниц не жалеть. Где-то через 12-18 часов следует проверить состояние, а потом перенести отклеенное в другое "Ремонт и обустройство". Вот это другое можно уже помещать кучками под гнёт на несколько недель, а потом немедленно куда-то выкладывать. До куда мы ещё не дошли, сначала про отклейку закончим. Дело в том, что части этикеток вода категорически противопоказана. В первую очередь, это ПЭТ-этикетки. Классический пример - Очаково, которую можно вымачивать сколько угодно долго, но ожидаемого эффекта не будет. Клей здесь резиновый. Узнать об этом факте можно, подковырнув тонким острым предметом (или грязным ногтем) край этикетки. Если увидели что-то типа остатков жевательной резинки, то уверяю вас, оно перед вами. Наиболее популярный способ снятия этикетки заключается в заливании крутого кипятка из чайника внутрь бутылки. Для этого в качестве промежуточного предмета рекомендую использовать воронку. Пластик сожмётся, а этикетка сама освободится. Слава богу, что не все предметы от нагревания расширяются. Всё выше написанное справедливо для бумажных ПЭТ-этикеток. А существуют ещё и пластиковые. Да, пластик на пластике. Кипятком его травить нельзя. Попробуйте горячую воду из теплосети. А потом снова лезвие. Кипячёная вода так же подойдёт для "самоклеек" на стекле, которые чаще всего применяют для украшения и маркировки своей продукции мини-пивоварни. Сушить такие этикетки не надо, надо снять клей. С лент, где клеевые зоны малы, возможно удалить ненужный материал при помощи утюга через туалетную бумагу, или мягким растворителем типа уайт-спирита. Я предпочитаю сразу поместить готовый материал на белую бумагу, а там посмотрим, поскольку свойства клея через десятки лет хранения автором пока не изучены. Походные условия. Положим, вы в дороге, и у вас нет под рукой не то что любимой емкости, но и источника воды. Сложнее всего на ходу, потому как долго таскать тару сложно и иногда даже неудобно. Используйте любые попутные водоёмы, если возможно. К сожалению, одолжить в незнакомом городе ведро теплой воды бывает проблематично. Попробуйте герметичную сумку (несколько пакетов) с небольшим количеством воды, может что отвалится в дороге. Путешествующие железнодорожным транспортом могут воспользоваться более продвинутой технологией: берём казённое полотенце, смачиваем его водой и заворачиваем объект. ПЭТы тоже таскать с собой не надо. При наличии колюще-режущих предметов этикетка вырезается вместе с пластиком. Разберёмся на месте. Домашняя технология уже описана. А можно стекло отмачивать во взрезанном ПЭТ, но это уже полно водяная технология. Всё отмочили, кое-как просушили. Гнёт можно использовать подручный: аудиоколонки, книжные полки (нижняя часть), гири, гантели, а также специально разработанные для этих целей приспособления. Подойдёт и 100 тонный пресс, если есть под рукой. Положить ведь куда-то надо. А куда. Опишу способы, без предпочтений. Напоминаю классификатор: страна-город-пивзавод-сорт-год появления-версия. Для каждого объекта "пивзавод" заводим свой конвертик, помещаем в картотечный ящик. Всё. Похвастаться или просмотреть имеющиеся экземпляры сложно, но можно. Наглядности никакой, склад, а не выставка. Количество конвертов можно увеличить, не поможет. Другой путь - на белую бумагу, в прозрачные файлы, файлы в большие папки, папки на полки. Аккуратно, компактно, красиво, но увы, материал без дополнительной фиксации держаться не будет. Можно попробовать патентованный клей для фотографий, можно оконный скотч. Недавно услышал интересное предложение: заламинировать лист бумаги с этикетками. Радикальное решение, но тоже не без изъянов. Продолжают тему альбомы для марок и фотографий. С кляссерами всё ясно. Альбомы для фото встречаются разных видов. Меня заинтересовали крупноформатные на 200-500 фото. Увы, без клея этикетки также не держатся. Более удобны небольшие фотоальбомы на 100-120 экземпляров. Но сюда не поместятся ленты от ПЭТ, которые складывать в гармошку совсем не хочется. В таком случае больше подойдут файлы и файловые папки формата А3. Для людей, которые вообще не хотят связываться с хранением материала, прекрасно подойдут виртуальные коллекции, которые можно разместить на компьютере и в интернет. Пробки. Коллекционеров кронен-пробок сейчас стало не меньше, чем этикеточников. Причина простая, трудозатрат на добычу материала уходит гораздо меньше. В советские времена пивная отрасль финансировалась по остаточному принципу, потому пробок того периода совсем немного, но это если не считать тех лет, когда на бутылках не было этикеток, а вся информация о напитке (название, цена, гост, пивзавод) размещалась на крышке. Насколько я знаю, такие "цифры" применялись производителями Москвы и Питера. Посему, большинство собирателей металла традиционно коллекционирует "весь мир". Узкая специализация встречается, но не часто. Также достаточно редко попадаются поклонники незапечатанных пробок, т.е. не использованных в производстве. Другое дело, что производителей кронен-пробок гораздо меньше, чем типографий. В плане вариаций положение в пробочном деле не лучше, чем в этикеточном. Встречаются разные цветовые оттенки, металл-основа, надписи и т.п. Иногда отличается цвет юбки (это где зубчики). Практически всегда на пробке ставится значок производителя. Пробочники, которые собирают "по значкам", имеют гораздо большие коллекции. Большого ума открыть пивную бутылку не составляет. Конечно, нужно иметь открывалку, которая не наносит предмету ущерба или специальную прокладку под обычную. Существует множество способов снятия пробки. Курящие могут воспользоваться одноразовой зажигалкой. Не курящие могут попробовать другие подручные средства: ключи, отвёртки, да что угодно, главное сохранить объект. Мятые и царапанные пробки ценятся гораздо меньше. В этом же разрезе надо упомянуть пробки "твист-офф", т.е. открываемые без участия подручных средст, а только рукой. Такие изделия имеют особую маркировку. Собственно кронен-пробками дело не ограничивается, поскольку уже были перечислены и другие объекты собирательства. Пробками от ПЭТ официально никто не занимается, хотя это довольно интересная позиция. Сначала такие пробки были "пустыми", т.е. без опознавательных знаков. Сейчас ситуация резко поменялась, но коллекционерские традиции остаются. Пора уже общественности выйти из подполья и как-то позиционировать себя на этом поприще. Из неохваченного данным текстом остаются довольно экзотические пробки: "кольцо", "свингер" и шампанского типа. Опять же, коллекционеры первого подвида мне неизвестны. Знакомые пробочники гордо от таких вещей отворачиваются, что мне мало понятно. Конечно, это не кронен-пробка, но ведь ей тоже пиво закрывают. Сделана такая вещь на благо потребителя, она не требует открывалки. "Дерни за колечко, бутылка и откроется", именно так бы сказала Бабушка Красной шапочке. А у нас что получается? Дёрнула бабушка, а шапки нету. Т.е. выкинули в мусор. Нехорошо. Многоразовые пробки "свингер" встречаются, в основном, на импортном пиве. Делают их из керамики, а теперь и из пластика особого рода. Иногда данное изделие украшается логотипом пивопроизводителя, что сразу делает их объектом коллекционирования. Считаю, что такие пробки могут украсить коллекцию любого пробочника, возможно, что гурманам от бирофилии следует собирать только их, но об этой теме ниже. Шампанское, наверное, все когда-нибудь в жизни пробовали. Новогодний и прочий поздравительный напиток. Сейчас уже не секрет, что и пиво закрывается такими пробками. В основном, "бельгийские аббатские эли". Т.е. снова импорт. Поскольку, пробочники, как правило, собирают "весь мир", то обойти сей предмет довольно сложно. На родине шампанского данная укупорка называется "мюзле", в которой имеется металлический элемент типа плакетки, которая ничего сама не закрывает, но фиксирует проволоку. Если на нём есть картинка, то вот вам и объект. Возможно, в силу чисто экономических причин, данный вид коллекционирования у нас также мало известен. Как открывать, все поняли. Где можно еще найти пробку? Да под ноги на улице надо смотреть. Чтобы не нагибаться, применяют магнит на веревочке, и даже специальные телескопические улавливатели. Классификация материала - стандартная. Часто пивзавод закрывает одной пробкой все сорта пенного напитка, потому параметр "сорт" в классификаторе опускается. Хранить пробки несколько сложнее, чем этикетки. Попробуйте запихнуть такой предмет в альбом для марок. Попробовали? Ну и как? В пробочном мире довольно популярны заказные изделия для хранения. Размеры могут отличаться, но соль одна - прозрачные кармашки, чтобы объект был виден. Самое дорогое удовольствие - специальные стенды, типа музейных. Помешаются на специальную стойку. Мало бюджетный вариант предполагает использование прозрачных файловых папок, но прошитых тем или иным образом. Далее все как у этикеточников, по странам и континентам. Пивные банки. История банок насчитывает менее одного века. На пространстве ЕХ-СССР и того меньше. Первый экземпляр "Золотое кольцо" был выпущен совместными усилиями чуть ли не всех пивзаводов Москвы к "Олимпиаде-80". Потом про этот вид упаковки забыли. Но коллекционеры банок у нас существуют довольно давно. Многие начинали в детстве с поиска по помойкам отелей, где селились иностранцы. Брали и прохладительные напитки, потом началась специализация. Кстати, ввиду рисковости данного вида деятельности, на баночную почву первыми пришли товарно-денежные отношения, которые до сих пор слабо распространены в кругу этикеточников и пробочников. Но это отдельная тема. На самом деле, банки собирать легко. Купил, выпил, помыл, поставил на полку. купил можно заменить на подобрал, поскольку правило "бросать мусор в урны" у нас так и не приживается. На приёмку тоже ходить без толку. Искомый товар принимается только в мятом виде. Существуют виртуозы, которые могут восстановить предмет буквально из ничего, но их еще поискать надо. В связи с появлением российских баночных продуктов тема "весь мир" постепенно утрачивает свои позиции. У современных коллекционеров более популярны ограничения по странам. Классификация в разрезе пивных банок мало отличается от вышеописанной, но имеет определённые особенности. Прежде всего, банка практически всегда несёт на себе знак завода банкопроизводителя. Отсюда возникает масса вариаций при наличии одного известно "типа", т.е. рисунка на банке. Как известно, любой крупный пивзавод не кладёт "яйца в одну корзину". В смысле, что заказы на комплектующие (этикетки, пробки, банки и т.д.) размещаются у нескольких производителей. Банки бывают алюминиевые и стальные. К счастью, коллекционеры не обращают на это внимание, потому чистых алюминщиков или жестянщиков не бывает. Другое дело, что упомянутые вариации мало кто собирает. По собственному опыту скажу, что такой подход больше подходит для "одностранников". Банки имёют различную ёмкость, от 0.25 до 5-ти литров. Что из него собирать, каждый баночник решает сам. Как специфическая малая форма, мини-КЕГ объёмом 5 литров может быть отдельным объектом коллекционирования, либо входить в общую баночную коллекцию. Хранение банок аналогично бутылкам. Полные банки долго хранить невозможно, хотя жидкость может сохранять свои свойства и после окончания указанного срока годности. У российских коллекционеров, к счастью, не сильно распространён метод открывания банок снизу, путём прокола пары дырочек. Внешний вид при таком способе может и более презентабельный, но не забудем о том, что крышка на банку одевается отдельно. Потому "незапечатанные" банки её не имеют. Ортодоксов в данном сегменте собирательства также не замечено. Возможно, контакты с баночными заводами также могут принести пользу коллекционерам, подобно посещению типографий. Особенно это касается "серий" или банок с ограниченным тиражом. Пивные сосуды, т.е. бокалы и кружки. На самом деле, отдельный предмет коллекционирования, хотя его и можно отнести к сопутствующим товарам. Как правило, у любого бирофила есть из чего угостить гостей, поскольку как только окружающие узнают, что ты любитель (а не дай бог коллекционер) пива, то неминуемо следует ждать подарков именно сюда. На самом деле, истинные "стекольщики" (весьма условно, поскольку сосуд можно сделать даже из бумаги), в основном собирают формы. Производителей стекла не больше, чем баночных заводов. Формы сосудов также весьма ограничены. Интересны бокалы с логотипом пивопроизводителя. Они обычно имеют барную метку, т.е. предназначены для пивоупотребления. Встречается продукция, посвященная каким-либо акциям или откровенно сувенирная. Последние скорее можно отнести к неким произведениям масскульта или даже искусства. Как правило, употреблять пиво из них неудобно. Посуду можно купить или стащить из кабака. Остерегайтесь дешёвых поделок. Наибольшие поступление в коллекцию даёт тесное общение с дилерами посудо производящих компаний. Для хранения посуды идеально подходят стеклянные стеллажи, а также барные крючки и вешалки. Бирдекели, они же пивные подставки. Как и банки, были мало распространены в "совке". Зато встречались в "странах народной демократии". Опять же, этот предмет можно найти в коллекции любого бирофила. Классификация может ограничиться страной и пивопроизводителем, хотя распространены бирдекели заведений - баров, ресторанов, пивных. Существует и рекламная продукция. Декель имеет две стороны, иногда они могут различаться при общей основной картинке. Такие вещи ценятся сами по себе. В последнее время среди российских коллекционеров слоистого картона также началось разграничение. Кому-то милее Россия (ех-СССР), кому-то откровенная "экзотика". На самом деле, такая специализация в конечном итоге приводит к тому, что хочется собрать что-то одно, но всё. Хранение подставок может происходить по аналогии с остальными объектами. Кому-то милее обшить ими стены вместо однообразных обоев, кто-то складывает их в каталожные ящики, другим милее альбомы. Ни открывать, ни отклеивать сие вещи не надо, главное найти. Где искать? Типографии, заведения с пивом, где-то же их берут. Каплеуловитель для родных просторов сам по себе экзотика. Надевается на ручку кружки или на ножку стакана. Как правило, имеет логотип производителя пива. Руки после посещения туалета не моете? Тогда это не для вас. Явный атрибут "буржуазной" культуры со всеми вытекающими последствиями. Коллекционеров мало, но есть. Российские предметы редки, но тоже есть. Наверное, зря отрёкся в начале статьи от около пивной атрибутики. Но, увы, роль её действительно вспомогательная. Если фирменную открывалку ещё можно использовать в процессе, то спичечный коробок уже нет. Прикрываться от дождя пивным плакатом или пакетом всё таки хуже, чем зонтиком. Кстати, есть и пивные зонты, мне так очень импонируют такие уличные предметы большого диаметра. Только дома поставить некуда. Ручкой с пивной эмблемой писать можно, но чернила из неё не выпьешь. Ну и всё в таком духе. В принципе, основные методы пополнения коллекций я вам перечислил. Но за исключением самого главного. Что это у нас? Совершенно верно, обмен с коллегами по увлечению. Способ настолько распространённый, что и сказать про него нечего. Хотя почему же? Скажу что-нибудь. Во-первых, есть обмен с присутствием, а есть без оного, т.е. почтовый. В первом случае, вроде бы, всё ясно, но и тут существует масса нюансов. Как правило, меняются предметами поштучно, т.е. "один на один". Малоопытные коллекционеры часто стесняются предложить свой обмен, поскольку считают, что у коллеги всё это уж точно должно быть. Не надо этого делать. У любого, даже самого маститого коллекционера существуют пробелы в коллекции, а про какие-то вещи, доступные вам, он может совсем не знать. Так что смело предлагайте свою макулатуру или там железо. Не найдёт, так не найдёт, положение звёзд от этого не изменится. Так же у вашего коллеги может существовать потребность во "вторичном обмене". Т.е. этот предмет у него есть, но он знает, кому его предложить. Так же возможен перекрестный обмен, этикетки на пробки, пробки на банки и т.п., в самых неожиданных комбинациях. Отсюда правило бирофила - никогда не выбрасывать любую пивную атрибутику, пусть даже это упаковка от чипсов с нарисованной кружкой пива. Может быть за это вам ничего и не дадут, но примут и запомнят. Если у вас нет при себе нужного количества ответных экземпляров, не переживайте. Вам могут дать в долг, или вернёте сверх набранную часть. Понятно, что при близком общении с разными людьми возникают бессчетные ситуации. Что-то вам могут просто подарить. Пословица "долг платежом красен" тут не совсем к месту. Может с вас и взять нечего, но вы человек хороший. Общайтесь, и не пожалеете. Иногда полезно пообщаться с коллегами в рамках клубной жизни, в другой раз предпочтительна личная встреча. Почтовый обмен может принести массу положительных, но и аналогичную дозу отрицательных эмоций. Посылайте заказные письма (бандероли). Лучше завести на почте абонентский ящик. Если вы пишете письмо незнакомому коллекционеру, то не следует в первом отправлении послать сразу всё, что у вас есть. Пошлите несколько доступных вам предметов с четким указанием на то, что вы конкретно собираете и что вас интересует. Получив послание от незнакомца, следует поступить аналогичным образом. Если обмен с оным вас совсем не интересует, то полученное желательно вернуть. Если вам доступно общение с коллегами, то можно проконсультироваться с ними по поводу конкретного отправителя. Вдруг он с кем-то уже переписывался. Увы, почта непредсказуема. Что-то может пропасть. В таком случае не следует в суе поминать корреспондента, можно попробовать написать ещё раз. Вспоминается печальный случай, когда палестинские террористы уничтожили бандероль с пробками вместе с почтальоном. К счастью, послание было заказным и отправитель получил денежную компенсацию. Желательно протоколировать отправку, каким-либо образом зафиксировав отправленное, чтобы в следующий раз не послать ненужного. Прекрасно дополняет почтовый обмен электронная почта. А если у вас есть сайт с содержимом обменника, то это вообще великолепно. Обменный фонд также следует содержать в порядке, как и коллекцию. Это не только дисциплинирует, но и сильно помогает. Наряду с товарными отношениями, существуют и денежные расчеты в мире бирофилов. К сожалению, в основном они процветают на интернет-аукционах. Почему к сожалению? Да потому, что это нормальная мировая практика и стесняться тут нечего. Цены самые разные: от 20 копеек за этикетку до 30 у.е. за старинную бутылку. Никаких пределов не существует. Однако, следует помнить, что бирофилия не нумизматика, потому сколотить состояние или обеспечить старость на грязной пробках и мятом железе не получится. Клубы коллекционеров. Существовали еще в советские времена, как формальные, так и неформальные. До сих пор во многих областных центрах существуют площадки, объединяющие собирателей разных направлений. Современные бирофильские объединения возникли в конце 90-х, хотя продолжают свою деятельность отдельные клубы, созданные во времена СССР. Форма участия - член и член-корреспондент (для живущих в других городах и странах). Источник существования - членские взносы. Основные мероприятия - собрания, как правило, ежемесячные и обменные биржи. Последние проходят один раз в году и собирают большее количество коллекционеров, чем собрания. Члены и член-коры клубов, как правило, обеспечиваются различными информационными материалами, клубной атрибутикой, а также имеют льготы при посещении мероприятий клуба. Коллекционируйте, а я за пивом пойду. Алексей Ларин.
Источник: http://www.nubo.ru |