00:14 НЕОБЫЧНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ | |
Новосибирский художник-график Михаил Паршиков страстно влюблен в утюги Юрий Тригубович КОЛЛЕКЦИЯ железных утюгов, которые в художественном беспорядке стоят на подоконнике в его мастерской, началась с двух экземпляров. Они, по словам Михаила Паршикова, "застряли" у него на даче. Он, тогда еще "мелкий пацан", смотрел на них, не зная, что именно эти два раритета положат начало коллекции. Художник предполагает, что оба они советского периода, изготовлены на "странных" заводах типа кроватной фабрики. На одном из них - угольном - с внутренней стороны есть надпись: "Кроватный завод. Могилев. БССР". Сделаны утюги грубо, остается даже ощущение, что это самоделки. В коллекции около тридцати самых разных экземпляров утюгов - импортных, российских, советских. Основная часть экспонатов - цельнометаллические. Наверное, поэтому в голове графика родилась почти поэтическая фраза: "Люблю я утюг за то, что он такой металлический!" В коллекции имеются в прямом смысле слова весомые экземпляры. Самый большой - весом в четыре с половиной килограмма. Будучи в Барселоне, Паршиков заприметил в одном из магазинчиков коллекционный утюг. Как он сам говорит, "до сих пор, когда закрою глаза, вижу этот дикий утюжище". Остановил художника от покупки вес утюга - под двадцать килограммов. "А так и подмывало увезти его на родину", - замечает Паршиков. В коллекции графика есть и миниатюрные, размером с оладушек, утюжки. Один из таких с удивительной витой ручкой Паршиков видел в сериале про юного Индиану Джонса. В основном это импортные утюги, которые изысканней отечественных. Они предназначались для глажки мелких деталей туалета: кружев, тесемочек. Правда, по утверждению коллекционера, профессиональные гладильщицы предпочитали все же тяжелые утюги. Среди отечественных экземпляров, которые есть в коллекции Паршикова, бросается в глаза каслинский утюг. Как и любую каслинскую вещь, утюг нельзя спутать ни с чем другим, его принадлежность определяешь сразу. Другой утюг, как предполагает Михаил Паршиков, был сделан в колонии. На это указывает надпись на утюге: "Абонентный ящик 23". Кстати, информация, которая есть на утюгах, слишком скупа, чтобы точно определить историю их происхождения. Имеются даже такие, где вообще нет никаких знаков. В коллекции есть три самых дорогих для коллекционера утюга. Два первых некогда принадлежали знаменитому русскому архитектору. "Этими утюгами Андрей Дмитриевич Крячков собственные шаровары наглаживал", - сказал мне художник. (Крячков - автор многих зданий в Новосибирске. Самое знаменитое - 100-квартирный дом, получивший Гран-при на выставке в Париже в 30-е годы.) Угольные утюги Крячкова из Кливленда. Они со сменной ручкой. Один чуть меньше другого буквально на пару сантиметров. Михаил Паршиков до сих пор ломает голову над тем, что бы это значило. Третий утюг - "гадкий утенок" в семействе цельнометаллических утюгов. Он - электрический, зато принадлежал одному из самых загадочных и известнейших советских художников-абстракционистов - новосибирцу Николаю Грицюку. Собиралась коллекция, как часто бывает в таких случаях, на свалках, кое-что дарили друзья, покупал в антикварных магазинах. Паршиков вспоминает, как он зашел в разрушенный дом в самом центре города. Посреди комнаты стоял утюг, словно ожидал коллекционера. Мечта художника - сделать нечто вроде каталога с описанием истории приобретения с фотографиями. Тогда, может быть, коллекция обретет вторую жизнь. А пока она служит усладой для гостей художника да прессами, которыми он прижимает листы бумаги, когда работает аэрографом, поэтому самые тяжелые утюги окрашены в разные цвета. Новосибирск | |
|
Всего комментариев: 0 | |