Главная » Статьи » Коллекционирование

Конец эпохи каллиграфии
Конец эпохи каллиграфии
Александр Волин

За прошедший век в обиходе у человечества появилось и прижилось много новых вещей. Одна из них - обыкновенная на первый взгляд шариковая ручка.

Стив Клейн - владелец самой большой в мире коллекции шариковых ручек

Нам, нынешним, утомительно макать перо в чернильницу. А когда-то чиновный люд, для которого письмо было делом особой важности, вел беспощадную войну с чернильными пятнами, во что бы то ни стало стараясь уберечь от помарок и клякс дорогую гербовую бумагу. Но письмо не сводилось к утомительному нанизыванию похожих одна на другую буковок. Мелкому чиновнику дозволялось проявлять характер в известных пределах. Гоголевский Акакий Акакиевич, опасаясь испортить важный документ, все-таки дает волю фантазии, осторожно выводя толстые и тонкие линии "замысловатой округлости", а у Достоевского князь Мышкин, обладавший редкими способностями каллиграфа, утверждает: "Вот в этих росчерках, в этих недоконченных полухвостиках, право, вся тут военно-писарская душа проглянула: разгуляться бы и хотелось, да воротник военный туго на крючок стянут".

Все изменила техническая революция. Попытки усовершенствовать процесс письма, как и прежнее чиновничье радение, были направлены на борьбу с чернильными пятнами, а те обычно появлялись в тот самый момент, когда рука пишущего находилась между чернильницей и бумагой. Следовало соединить перо и чернильницу в одно целое. Решение задачи предстало в виде сосуда, из которого по трубке чернила медленно и равномерно стекали на поверхность листа. Автор изобретения, увы, неизвестен. Следующим было устройство с небольшим резервуаром, в который регулярно доливали чернила. Авторучки этого типа используются до сих пор, а писать чернильным "Паркером" или "Дюпоном" все еще считается престижным, к тому же самопишущее перо предоставляет большой простор каллиграфическим талантам.

Изобретатель последней в роду авторучек, шариковой, хорошо известен. Это венгерский журналист Йозеф Биро. Оказавшись во время Второй мировой войны в Аргентине, он работал на фабрике по производству обычных для того времени перьевых ручек. Достоверных сведений о том, при каких обстоятельствах Биро создал шариковый стержень, нет, но существует легенда. Биро катил перед собой по грязной дороге тяжело нагруженную (перьевыми ручками?) тележку, и вдруг его осенило: подобно колесу, маленький шарик, вращаясь, будет захватывать небольшую порцию чернил и оставлять ее на бумаге...

Изобретение вызвало ожесточенные споры. Особенно негодовали школьные учителя: чистописание, которое вместе с почерком вырабатывало усидчивость и прилежание, становилось отныне ненужным. В России это время хорошо помнит поколение сорокалетних, те, кому известна техника слизывания кляксы с тетрадного листа. В 70-е, когда шариковые прижились в СССР, писать ими в школах запрещалось до 4-го класса. Почерк "ставили" с помощью наливных.

Унификация письма ускорилась с появлением известной во всем мире марки Bic. Ее название - следствие банального лингвистического казуса. Президент одного из французских рекламных агентств Пьер де Шоне экспериментировал с фамилией изобретателя Биро, меняя его на французский лад, пока не получил короткое и звучное, словно щелчок, словечко. Оно и стало впоследствии торговой маркой. Именно фирма Bic в начале 60-х годов нашла тип шарика, который совсем не пачкал руки. Примерно в это же время в Европе разрешили использование шариковых ручек в школах. В результате в 1965 году фирма вышла на уровень продаж до 600 тысяч ручек в день.

Прагматика постепенно брала верх над требованиями чистого искусства. В самом деле, круглый, как само совершенство, и почти безотказный "шарик" надежнее изящного, но капризного перышка. Он не пачкает руки и бумагу, процесс письма упрощается, правда, утрачивая весь шарм, который придает ему увлечение каллиграфией.

В сущности, это был настоящий кризис письменной культуры, сопоставимый с тем, который она испытала во время изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка. Теперь не могло быть и речи о "нажиме", толстых и тонких линиях, занимавших Акакия Акакиевича, о сплетениях "росчерков" и "полухвостиков". Эти нервные окончания были начисто обрублены и стали уделом одиночек, а взамен шариковая ручка предоставила прямую, как проволока, и однотонную линию. Зато и истерики из-за чернильных пятен ушли в прошлое.

Положение изменила новая техническая революция. Вместо бесшумного полета шарикового стержня - мерный стук клавиш, вместо чистого листа - окно текстового редактора. Как написал когда-то скромным перышком Шарль Бодлер, "прогресс - самая парадоксальная вещь на свете: он сам себя отрицает".

источник:http://www.itogi.ru

Категория: Коллекционирование | Добавил: grand (02.04.2008)
Просмотров: 702 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]